Российская Федерация славится любовью чиновников к проверкам предпринимателей и коммерческих организаций. Эти проверки одновременно являются поводом для заявлений других чиновников о недопустимости давления на бизнес, в частности о нежелательности частых проверок. И без проверок нельзя, иначе расцветут всякого рода жулики и неплательщики налогов. Но слишком сильное давление — тоже плохо, так как мешает предпринимателям работать и развиваться, а также провоцирует коррупцию.
Микрофинансовые организации, как и любые коммерческие структуры, находятся в зоне внимания государственных органов — от налоговой инспекции до Центрального банка России, который ведет специальный реестр МФО.
Все, кто находится в этом реестре, соответствуют требованиям закона, все прочие ведут свою деятельность незаконно, что периодически выявляется. Проверки МФО естественно происходят не в произвольном порядке, а регулируются специальными законодательными актами. Одним из главных документов является инструкция Центрального Банка № 151-И, где последовательно прописан регламент проверки микрофинансовой организации.
Документ разрешает Центробанку запрашивать очень большой список различной информации о работе МФО. У Центробанка есть право проведения внеплановых проверок, без уведомления МФО. Это сделано с расчетом на то, что если у МФО есть нарушения в работе, то нельзя дать их временно замаскировать.
На рынке микрофинансирования действуют порядка четырех тысяч компаний, половина из которых работает вне реестра, выжимая из клиента максимальные процентные платежи. Такие организации постоянно всплывают в скандалах, связанных с жалобой граждан на плату за кредит под тысячу процентов, чем портится репутация всех участников микрофинансирования. Проверки нацелены прежде всего на ликвидацию таких фирм и на корректировку работы легальных МФО.
Схема проверки
Центробанк изучает текущее состояние рынка, собирает информацию из различных источников о том, какие организации перечисляют займы гражданам. На основании этого определяет перечень компаний, подлежащих проверке.
Издается постановление о проверке, к исполнению которого привлекаются сотрудники регулятора. Постановление указывает:
- Имена сотрудников, на которых лежит ответственность за проверку МФО, вошедших в очередной список.
- Даты и периоды проведения проверки.
Центробанк имеет право проводить проверку не только своими силами, но и привлекать сторонние аудиторские организации или саморегулирующуюся организацию (форма ассоциации нескольких МФО.
Что привлекает внимание специалистов при проверке МФО?
- Уровень соответствия деятельности МФО законодательным и нормативным актам, касающихся МФО. Например, законом определена предельная величина процентной ставки. Если МФО игнорирует это требование или использует различные схемы для скрытых процентов, то регулятор вносит эти моменты в акт проверки.
- Перепроверяется вся отчетность МФО, которая отправлялась в надзорные органы ранее. Выявляются факты недостоверности.
- Уточняется размер капитала, который реально находится в распоряжении МФО. Закон разрешает осуществлять микрокредитование только тем компаниям, которые имеют требуемый объем капитала для покрытия возможных рисков.
- Осуществляется мониторинг и анализ уровня менеджмента компании, способность регулировать риски.
- Анализируются достигнутые МФО финансовые показатели и уровень издержек.
- Делается вывод о перспективах работы МФО, потенциале развития. Слабые компании выявляются. Их опасность в том, что они могут взять миллионы у инвестора и не суметь заработать, а то и потерять капиталы.
Внимание уделяется и сайтам онлайн-МФО. Осуществляется анализ того, что обещано на сайте и что предлагается на самом деле.
Что просят ревизоры?
Для того чтобы проверяющие могли составить мнение о МФО, они вправе запросить следующие документы:
- результаты внутреннего аудита.
- учредительную документацию.
- бухгалтерскую и статистическую информацию.
- базы данных МФО для сопоставления того, что подается в госорганы, с тем, что есть у МФО в действительности.
Ревизоры могут устроить проверку сотрудникам МФО на знание законов о микрофинансировании.
По итогам проверки составляется акт, который используется исключительно для служебных нужд. Публикация запрещена, так как акт может содержать элементы коммерческой тайны. Акт, в котором зафиксированы многочисленные и существенные нарушения, становится основанием для исключения МФО из реестра Центробанка и запрета дальнейшей работы.
Бурно развивающийся рынок микрофинансирования уже позволил некоторым МФО иметь больше активов, чем банковские структуры. Поэтому контроль государства будет расти.
Материал подготовлен Александром Глуховским специально для портала Займ24онлайн.